Один персонаж для двух издательств?

Main %d0%ba%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b0

Здравствуйте, коллеги!

Прошу помощи в таком вопросе: могу ли я повторять одного и того же персонажа для разных издательств?
Персонаж придуман мной, родился в моих творческих работах. Потом я иллюстрировала деткую книгу-картонку, где он появился  только на одном развороте. Спустя время я выполняю пробную иллюстрацию для другого издательства и по тексту там снова рисую этого персонажа, но немного иначе, меняя масштаб. Первое издательство видит "своего" персонажа и высказывает мне свое недовольство и просит не дублировать. Как правильно поступить?
Издательство покупает конкретную иллюстрацию, а не персонажа целиком, верно?

Подскажите, у кого был такой случай?

Комментарии53
avatar

Вы ведь издательству не продавали исключительные права на образ вашего авторского персонажа? Если нет, то с чистой совестью можете его ещё хоть сто раз использовать на своё усмотрение хоть в книгах, хоть в открытках и т.п. Ну а высказывать недовольство - их право. Если правильно понял, они покупали/заказывали у вас какие-то конкретные иллюстрации в виде цельных изображений, ну а кто хочет эксклюзива, тот пускай выкупает образ персонажа (если, конечно, денег хватит...)))

4 Сентябрь 2017, 23:40
avatar
Galochka Rogovaya
Алексей Долотов
0

Алексей, Вы правильно поняли. Издательство заказывало цельные изображения, исключительные права на персонажа не покупались.

Спасибо за помощь!

4 Сентябрь 2017, 23:46
avatar

Да не за что, это по-моему само собой подразумевается, что вы как автор этого персонажа имеете полное право им распоряжаться самостоятельно.

4 Сентябрь 2017, 23:52
avatar

Не согласна, Алексей, с Вами. Тоже попала однажды в подобную ситуацию. Так вот, чтобы персонаж с иллюстрации остался за Вами, нужно , чтобы в договоре о передаче прав стоял обязательно пункт о том, что права остаются за автором. Вот тогда никто не будет предъявлять претензий.

5 Сентябрь 2017, 07:05
avatar
Алексей Долотов
Дроздова Ольга ( Дроздовы О. и А.)
3

Но с другой стороны, для того чтобы заказчик или издательство завладели правами на сам персонаж, нужно чтобы в договоре и этот пункт был чётко обозначен. В противном случае я бы больше не смог использовать своих котиков (которые, в принципе, все идентичны). А так - права передаются на конкретное изображение, а персонажей и предметы, которые были задействованные в этом изображении, я могу продолжать использовать по отдельности. У меня опыт работы именно с книжными издательствами конечно не очень большой, но пару раз мне закидывали удочку насчёт того, чтобы помимо готовых изображений выкупить исключительное право на персонажей и брендировать их, но я не продал, мотивируя тем, что они уже давно и много кем используются, и я сам планирую и дальше их использовать в своём творчестве. В общем, по всей видимости, какого-то общего правила на этот счёт не существует, и всё зависит от того, как будет составлен данный конкретный договор...

P.S. Речь конечно же идёт именно о самОм узнаваемом образе персонажа, а не об использовании того же изображения. То есть, герой тот же, но у него другая поза, другой ракурс и т.п.

5 Сентябрь 2017, 07:59
avatar
Galochka Rogovaya
Дроздова Ольга ( Дроздовы О. и А.)
0

Дроздовы Ольга и Алексей, Алексей Долотов, спасибо! На будущее учту необходимость данного пункта в договоре!

5 Сентябрь 2017, 17:04
avatar

А что другую коровку нельзя чтоли придумать? Зачем отношения с потенциальным заказчиком портить. Имеют они право требовать что то или нет в следующий раз к вам не обратятся....кинут в список проблемных художников.

5 Сентябрь 2017, 07:57
avatar
Galochka Rogovaya
Светлана Бехор
0

Светлана, кинут или не кинут, это уже как издательство захочет. А вот в данном вопросе мне захотелось разобраться, так как до этого с подобными ситуациями не сталкивалась.

5 Сентябрь 2017, 17:07
avatar
Кобозев Вячеслав
Светлана Бехор
0

Думаю, от гонорара всё зависит, придумывать ли коровку или нет.

5 Сентябрь 2017, 20:04
avatar
Eldar Zakirov
Кобозев Вячеслав
2

Вячеслав, не надо ее придумывать, надо просто нормально подойти к заказу и сделать ДРУГУЮ синюю корову, не похожую на предыдущую.

Если я придумал персонажа - девку в военной какой-нибудь фантастической одежке с амуницией - и буду вставлять ее во все иллюстрации, то заказчики будут вполне правы, если спросят "Нафига? Нафига везде одни и те же девки?".

5 Сентябрь 2017, 20:33
avatar

Ага. Просто. Сделать. Не думая. Ну, в принципе так и надо, если нет никакой доплаты за проработку персонажа и пробы. Я не спорю.

-

>Нафига?

Я не говорю про коровку, но, например, многие с удовольствием взяли бы в свою рекламу Мэнди (Дина Игла). Или отмороженную диснеевскую. Потому что это хорошо задизайненные красивые и очень узнаваемые персонажи. А вот существ без выдающихся признаков хоть как-то хочется разнообразить.

5 Сентябрь 2017, 22:44
avatar

Тоже позавчера ломала над этим голову. Но у меня более примитивная в творческом плане идея. Хотела бы, для ускорения штамповочной потоковой работы, нарисовать скажем, заготовки деревьев, цветов, чтобы после при срочной работе быстро создавать фона..пока этот вопрос для меня открыт, ничего доказательного и законного на эту тему я не нашла.

Логика говорит о том, что запросто можно. Но с другой стороны у издательств бывают такие изощрённые претензии.. И продавая работу "с потрохами" подписываешься что в ней не используются чужие элементы..а элементы с иллюстрации другому издательству?

Надо продавать без имущественных прав, но к сожалению я наверное плохой иллюстратор, за десять лет только одни согласились купить права всего на два года.

5 Сентябрь 2017, 07:59
avatar
Galochka Rogovaya
RivusDea (Бойко Анастасия)
2

Настя, думаю, деревья и цветы не настолько узнаваемы, как персонажи и запросто можете делать такие заготовки, тем более, Вы говорите , что работа потоковая.

5 Сентябрь 2017, 17:08
avatar
Кобозев Вячеслав
RivusDea (Бойко Анастасия)
1

>подписываешься что в ней не используются чужие элементы

Строго следят за тем, чтобы ничьё авторское право нарушено не было. То есть без срисовок. Иногда чётко просят, чтобы не были использованы стоковые изображения. Но это вопрос бюджета.

Если кисти и пакеты заготовок ваши лично — имеете полное право пользоваться. Но предупредить будет не лишним, мол всвязи с планкой бюджета простые декорации будут сделаны из личных заготовок.

5 Сентябрь 2017, 20:06
avatar

Если коровка точно такая же и по цвету и по пятнам - то претензии могут быть уместны.

Но если в образе коровки что-то изменить (цвет, форму рогов и т.п.), то сходство персонажей будет обусловлено только вашем особенным стилем рисования.

5 Сентябрь 2017, 08:04
avatar
Galochka Rogovaya
Вера Север
0

Вера, спасибо.

5 Сентябрь 2017, 17:08
avatar

Только недавно обсуждали похожий вопрос в посте про авторский договор, как сказано выше да в договоре должен быть пункт про передачу прав на персонажа.

В общем я когда подписывала договор как мне объяснили в издательстве: мы покупаем права на иллюстрации - исключительное, а вот на персонажи и детали или предметы на этих иллюстрациях покупают- не исключительное, в договоре прямо так и прописывали. И я тоже могу продавать персонажей и части иллюстраций в другие издательства(то есть использовать в других иллюстрациях). Единственное это не должна например быть тоже - допустим азбука(ели я первому издательству продала для азбуки), а например любая другая детская книга. Так мне объяснили.

5 Сентябрь 2017, 09:08
avatar

Маша, спасибо!

5 Сентябрь 2017, 17:09
avatar

не будет проблем если про персонаж издатели специально не оговаривали.

5 Сентябрь 2017, 12:21
avatar
Galochka Rogovaya
Александр Лебедев
0

Александр, спасибо!

5 Сентябрь 2017, 17:09
avatar

"Первое издательство видит "своего" персонажа... "

>> он не их. их только права на коммерческое использование конкретных иллюстраций

"....и высказывает мне свое недовольство..."

>> спросите, есть ли другие аргументы кроме недовольства,где это в договоре

"...и просит не дублировать."

>> вы вправе отказать.

Конечно, это все, как справедливо заметили выше, если персонаж не создавался специально по их заказу

5 Сентябрь 2017, 13:22
avatar
Galochka Rogovaya
Владимир Юденков
0

Спасибо, Владимир! Персонаж фигурирует в моих творческих работах, это видно в портфолио.

5 Сентябрь 2017, 17:13
avatar

ну вот и всё. То есть важно оговорить этот момент, что вы как продюсер, а это ваш «актёр» и вы им распоряжаетесь. Минус — он не оригинален. Плюс  — он узнаётся и вы его рисовать умеете по-всякому, а так же не просите отдельной платы за разработку.

5 Сентябрь 2017, 20:09
avatar

Издателю, как и любому заказчику, в общем-то, все равно, в каких творческих потугах вы придумали какого персонажа и куда его вставляете. Поставьте себя на место заказчика: допустим, это вот эта синяя корова, если он увидел такую же у кого-то еще, то совершенно логична его реакция: "зачем вы рисуете ТАКУЮ ЖЕ корову? А? Это ваш оригинальный персонаж? Зачем он мне? Нарисуйте мне нормальную синюю корову, которой ни у кого нет!"

5 Сентябрь 2017, 20:31
avatar

Иллюстратору, как и любому фрилансеру, в общем-то, всё равно, из каких источников заказчик вынет деньги на проект. Представьте себя на месте дизайнера персонажа. Допустим он сделал удачного персонажа и умеет его гнуть так и сяк (с 3д-куклой ещё нагляднее). И ему говорят «мне не нужен готовый, мне нужен нормальный, мой уникальный». Ну ок, хотеть можно. Ок, заказчику всё равно, в каких потугах. Иллюстратору не всё равно.

5 Сентябрь 2017, 22:48
avatar
Eldar Zakirov
Кобозев Вячеслав
2

Да, пусть будет речь и о 3D и игроделе. Нельзя сделанную однажды модель персонажа пихать в разные игры, как бы не хотел моделлер и как бы ему ни было не все равно. Извольте сделать для каждой новой игры - нового персонажа, пусть он даже будет очень похожим концептуально. Так и здесь. Иначе это чистой воды халтура и непрофессионализм.

6 Сентябрь 2017, 06:48
avatar

Речь не о 3д.

Какие могут быть потуги придумать другую синию корову? Какие вообще проблемы?

5 Сентябрь 2017, 23:30
avatar

Минимальные :) Но не бесплатные.

5 Сентябрь 2017, 23:51
avatar
Eldar Zakirov
Кобозев Вячеслав
3

Не более, чем сделать персонажа другим. Мы путаем тут две довольно-таки разные вещи: разработку персонажа и иллюстрацию. Если пихать одного и того же персонажа во все иллюстрации, то это, скорее, халтура и лень, а может, и дефицит воображения, за которые не доплачивать надо художнику, а снижать стоимость работы, так как иллюстратор несостоятелен в профессии.

6 Сентябрь 2017, 06:45
avatar
Ellaienix
Eldar Zakirov
0

Абсолютно согласна.

6 Сентябрь 2017, 08:08
avatar

Поддерживаю. Заказчик покупает эксклюзив на оригинальную иллюстрацию. Если отдельно не оговорено право автора использовать персонажи (письменно), то можно нарваться на нарушение права собственности.

6 Сентябрь 2017, 09:33
avatar

>а снижать стоимость работы

Так для того и делается один персонаж на всё. Когда заказчик хочет дёшево и быстро, в ход идут готовые персонажи, кисти, ассеты.

А когда норм платит, то даже ёлочки будут уникальными.

6 Сентябрь 2017, 13:31
avatar
Ellaienix
Кобозев Вячеслав
-2

Мне кажется, это себя не уважать.

6 Сентябрь 2017, 14:11
avatar
Ellaienix
Кобозев Вячеслав
0

За иллюстрацию платят? Платят. Или вы имеете в виду еще за что-то доплачивать? За воображение что ли? Т.е. чем больше доплатят, тем будет богаче воображение? Ну что за бред... я вообще не понимаю этого вашего холивара.

6 Сентябрь 2017, 08:07
avatar
Eldar Zakirov
Ellaienix
2

Я даже не понимаю, как могло прийти в голову поднимать эту тему. Зачем пихать своего персонажа, каким бы распрекрасным он ни был, в несколько разных проектов, чтобы потом собирать претензии заказчиков — разве что только чтобы помахать им потом перед носом конституцией и договорами? Не лучше ли делать свою работу добросовестно и так, чтобы клиент был доволен, а не наоборот?

6 Сентябрь 2017, 17:00
avatar

Мэнди Дина Игла. Или Микки-маус или Шрек.

Зачем Шрек на автомойке? Потому что он очень узнаваемый, с хорошим дизайном и на халяву.

Матроскин на сметане. Винни-пух… Зачем их используют? Некоторые даже очень платно. Потому что узнаваемость по цене лицензии, а не новый персонаж, которого нужно раскрутить, по цене разработки с чистого листа.

Эльдар, ну почему вы думаете, что заказчики смотрят строго вдоль одной линии. Кому-то важнее каждая копейка, кому-то оригинальность, кому-то узнаваемость…

6 Сентябрь 2017, 17:42
avatar
Ellaienix
Кобозев Вячеслав
0

При чем здесь мировые персонажи Disney, Dreamworks и ламповые-добрые Союзмультфильма? Вы теплое с мягким не путаете, не?

6 Сентябрь 2017, 23:30
avatar

При популярности.

6 Сентябрь 2017, 23:46
avatar
Ellaienix
Eldar Zakirov
-1

Эльдар, вы очень точно выражаете и мои мысли тоже)) Абсолютно не профессионально озадачиваться подобными вопросами, а уж выносить это на обсуждение - публично расписываться в бедности собственного воображения(

6 Сентябрь 2017, 23:37
avatar

А у меня вот какой вопрос. Как-то давно рисовала персонажа для книги. Но в итоге он так и не пригодился. Висит в портфолио. И вот нашёлся заказчик, которому нужен такой же персонаж. Для коммерческого использования на упаковке. Он очень беспокоится, чтобы права на персонажа были чистыми, т.к. зарегистрировать торговую марку и т.п. сложно, если персонаж не уникален и встречается где-то ещё.Я его никому не продавала, но, т.к. иллюстрация висит в портфолио, его периодически используют во всяких статьях все кому не лень, потому что по запросу в Гугле по ключевикам моя иллюстрация выходит в первых строчках. Что в итоге - удалять работу из портфолио во избежание проблем?

6 Сентябрь 2017, 08:55
avatar

Попытка изменить название работы ни к чему не привела, т.к. работа уже висит на многих ресурсах (причём большинство из них старые и заброшенные и связаться с ними не получается) и всё равно выходит по старым ключевым словам. По этой же причине, я думаю, удаление работы из портфолио тоже ничего не даст)). Я, конечно, изменила уже немного персонажа, но вдруг службы, которые занимаются проверкой брендов (как утверждал заказчик - они все такие строгие)) тоже увидят в нём того расползшегося по сети персонажа?))

6 Сентябрь 2017, 09:07
avatar

Если права на персонаж принадлежат Вам, то Вы, как продавец чисты)) и заказчик может спасть спокойно. Другое дело, что не все заказчики согласны пользоваться давно растиражированным персонажем. У меня тоже такой есть, где только не болтается, но вроде без признаков коммерческого использования. Сама его переделала, когда речь зашла о продаже. Во избежание недоразумений... Не радикально, но заметно.

6 Сентябрь 2017, 09:38
avatar

В общем надо либо художнику запатентовать своего персонажа и раскрутить оного так чтобы за право издания книг именно с его участием издатели вели бесконечные интриги,постоянно повышая гонорарные ставки.Либо им придётся тщательно проверять новые тексты,не оставляя ни малейшей лазейки для появления этого персонажа который засветился у конкурентов,скажем отсутствие напрочь в книге коров,полей,ферм или ещё чего,где он может теоретически появиться...но это сложновато да и если ещё вдруг окажется что персонаж далеко не одинок в своём повторении.

6 Сентябрь 2017, 09:35
avatar
Кобозев Вячеслав
Александр Юзбашев
1

Когда это просто корова, она не персонаж. Персонаж обладает ярко выраженным набором черт. Этого часто не понимают заказчики, потому мы видим на вывесках бесконечных улыбающихся котиков, колобков, ножницы с глазками, огурцы с глазками, что угодно с глазками и кривой лыбой.

6 Сентябрь 2017, 13:34
avatar
Александр Юзбашевpro
Кобозев Вячеслав
0

Никто с этим не спорит,Вячеслав.Но здесь же речь идёт о не просто о корове,а именно о синей корове,которая как я лично понял,только чуть-чуть изменила масштаб и перекочевала в книгу другого издательства,без всяких других изменений.А ведь может быть ещё вариант,издатели просто пошлют лесом художника с его коровой,дабы тоже не заморачиваться до посинения с юридическими вопросами.Речь ведь идёт не о стиле,который у многих узнаваем и тем и ценен,а о конкретном персонаже,который ещё зараза не хочет меняться что у Олмы,что у Эксмо.Но в принципе нам не показали рядом эти две иллюстрации,а не видя мы в принципе толчём воду в ступе)))

6 Сентябрь 2017, 19:31
avatar

Столько есть художников, что рисуют своих персонажей из иллюстрации в иллюстрацию, меняя только позы и мимику, оставляя их узнаваемость нетронутой и ничего, никто им не приказывает "С этих пор вы не можете рисовать этих своих красивых котов!"

Если ваша корова не нарисована точь в точь как на купленной иллюстрации (поза, стиль рисования, мимика, композиционное решение), то можно смело слать этих запретителей лесом и продолжать дальше синекоровить пока не надоест.

6 Сентябрь 2017, 16:54
avatar

Коллеги, спасибо всем за высказанные мнения. Всех выслушала, выводы для себя сделала. Спасибо, что потратили время.

Вопрос был поднят не из-за "скудности воображения" или "профессиональной несостоятельности" и уж точно не из-за лени, а только потому, что такая ситуация возникла и я захотела разобраться в ней. Жаль толь то, что с некоторыми советами еще прилетает порция яда и злобы(

Всем вдохновения и будьте добрее))

12 Сентябрь 2017, 20:27
avatar

И желчи! Про желчь забыли же!))

13 Сентябрь 2017, 06:51
avatar
Galochka Rogovaya
Кожевникова Светлана (Sunday)
0

Sunday, точно!Как же я забыла))

13 Сентябрь 2017, 13:20
avatar

Ну как вы могли!))) Вот прям не знаю))

13 Сентябрь 2017, 13:25